Структура экспериментальной деятельности на занятиях по физике

Структура, которую мы предлагаем избрать, определяется тем, что ребята проводят работу, в основном, самостоятельно и, за редким исключением, эксперимент является достаточно простым.
Структура разделения материала базируется на следующих положениях:


1. В тему «Простые физические опыты» входят наблюдения, опыты и эксперименты, обогащающие чувственные знания учащихся, способствующие созданию системы наглядных образов и развивающие образное мышление учащихся.
Тема представлена тремя рубриками (в соответствии с выводами теории НЛП). Приведем названия рубрик и примеры опытов, соответствующих данным рубрикам.
А. Яркая визуализация.
- Экспериментальное определение и визуальное представление направления
конвекционных потоков воды, нагревающейся в прозрачном жаропрочном чайнике (на дно чайника заранее помещаются кристаллики марганцовки).
Б. Эффектная акустика.
- Экспериментальный подбор стеклянных стаканов с различным количеством воды для построения музыкального ряда и исполнения простых мелодий.
В. Волшебное прикосновение.
- Наблюдение расширения и сопутствующего ему движения воды в узкой трубке, плотно соединенной с наполненной водой колбой, при нагревании в руке охлажденной колбы.

2. В тему «Экспериментальные задачи» отнесены вопросы, связанные с постановкой и решением задач, требующих (допускающих возможность) экспериментальной проверки [129]. У учащихся возникает очень много вопросов: «Почему»? Самым убедительным ответом (доказательством) является опытное подтверждение или опровержение.
Приведем рубрикацию с примерами заданий. Легко заметить, что в рубриках, по существу, решаются прямая (А) и обратная (Б) задачи.
А. Численная оценка того, что видно, слышно, ощущается.
- Оцените среднюю скорость игрушечной машинки.
- Оцените время вращения детского волчка.
Б. Воссоздание явлений с заданными параметрами.
- Зарядите электроскоп ровно наполовину.
- Заставьте мячик подпрыгнуть на 0,5 метра от пола.

3. Тема «Опыты с разделением зон ответственности» является очень важной и емкой. Эксперимент выполняется творческим коллективом учеников («конструкторским бюро») и, по сравнению с опытами первых двух тем, он более сложный и (или) долговременный. Здесь учитель выступает не только в роли консультанта и эксперта, но и в роли организатора работы в группе.
Рубрикация с примерами представлена ниже.
А. Эксперимент большого объема с параллельным выполнением его частей несколькими учащимися в самые сжатые сроки.
- Определите примерную высоту пяти самых высоких сооружений города.
- Определите длину трамвайных путей нескольких маршрутов и средние скорости движения трамваев на них. Какая ветка самая скоростная?
Б. Эксперимент большого объема с последовательным выполнением его частей несколькими учащимися, специалистами в своих областях, в самые сжатые сроки.
- Сконструируйте арбалет, пускающий стрелу ровно на заданное расстояние. (Первый учащийся делает собственно арбалет. Второй - подбирает съемную резину трех или четырех видов: от мягкой до самой жесткой. Третий делает пробные стрельбы и градуирует в метрах транспортир-дальномер, прикрепленный к стационарно укрепленному арбалету. Четвертый учащийся на хорошем научном языке представляет конечный результат).
В. Долговременный эксперимент со смешанным (параллельным и последовательным) характером выполнения.
- Составить экспериментальную кривую изменения плотности воды в водоеме в течение года.


Рулев М.А.